ЦЕНТР.

Опубликовано: 13.01.2018

Поднимается ли у нас в нашей педагогической теории вопрос о таком «пустяке», как школьный центр?

Нет, а между тем функционирование школьного центра, зависимость отдельных элементов этого центра во многом решают вопрос о дисциплине.

Я не знаю, как это можно сделать в школе, но у меня в коммуне был центр, во-первых, на определенном, самом лучшем месте, во-вторых, он никогда не оставался без ответственного лица.

Каждый коммунар знал, что в мое отсутствие на моем месте сидит лицо, которое отвечает за учреждение, все мои коммунары знали, что есть центр, который не прекращает работу, и что всегда есть кого позвать, к кому обратиться.

А от этого центра идут уполномоченные лица.

Таким уполномоченным лицом у меня в коммуне был дежурный командир. Это мальчик, самый обыкновенный, который дежурит два раза в месяц.

Вообще он не имеет никаких прав, но, когда он надевает повязку, он получает очень большие права.

И если у вас в коллективе создана традиция, утверждающая, что эта «магистратура» нужна и что эти права идут на пользу коллективу, если вы воспитали в коллективе уважение к своему уполномоченному, тогда ваш дежурный командир делает очень большое дело.

Это лицо, отвечающее за рабочий день, за каждый случай в течение рабочего дня. И уже одно то, что среди воспитанников или школьников этот мальчик умеет провести свою власть как власть коллектива, не поступившись этой властью, не оскорбивши ее, не позволив ее никому оскорбить, – уже одно это делает колоссальные повороты.

Этот мальчик в коммуне имел права приказа, и приказа безапелляционного. Мы не побоялись на это пойти.

Вот такой пятнадцатилетний дежурный командир может приказать старшему комсомольцу: «Убери тряпку».

Потом его могли «проветрить» в комсомольском бюро, но отказаться выполнить приказ было нельзя.
А.С. Макаренко

Понравилось? Поделись с друзьями!