СЕЙЧАС ЧАСТО МОЖНО УСЛЫШАТЬ, ИНТЕРЕСНО — НЕ ИНТЕРЕСНО.

Опубликовано: 16.01.2018

ВОТ ЧТО ПИШЕТ ОБ ЭТОМ МАКАРЕНКО:

Интерес или долг.

Мы считаем, что воспитание эмоции долга является нашей главнейшей целью.

Когда я в истекшем году на московском сьезде сказал об этом, наши педагоги удивленно открыли глаза.

То, что дети из детских домов выходят убежденными потребителями, не только практическая случайность.

Наша педагогическая литература достаточно погрешила по этому пункту. Не только эмоция долга, но и необходимейшая правовая эмоция почти не пользовалась вниманием педагогики.

Между тем как раз в Советском государстве, основанном на гораздо большем вмешательстве государства в мир отдельных интересов, наше воспитание должно было опереться на науку о праве.

Это еще и тем более необходимо, что мы отказались от таких стимулов поступка, как боязнь греха, вера в бога, «любовь к ближнему» и т. п.

И как раз, как будто в порядке какой-то иронии, в нашей педагогике особенно надеются на значение интереса.

Решительно все должно подноситься нашим ребятам в занимательном виде, в образе какого-то вкусного пирога, все должно заинтересовать, все должно пройти через их психику по спецаильно облегченным путям, без усилия и напряжения с их стороны, без неприятностей.

Не нужно много говорить о гибельности такой воспитательной политики.

Жизнь как раз наполнена усилиями и напряжением, она требует от человека регулярной скучной работы, и нужно приготовить наших детей к жизни так, чтобы они могли делать эту работу без страдания и без подавления своей личности.

А это возможно только в том случае, если ценность работы оправдана ясным представлением о ее значимости для коллектива и, следовательно, для всех членов коллектива.

Это и есть переживание долга.

Только воспитывая эмоции долга, приучая ребят идти не только за своим интересом, занимательностью данной минуты, а за идеей создания коллективной ценности.

Явно полезной и для них. Мы воспитываем крепких, волевых людей, способных перенести лишение с бодрым самочувствием, способных не только «рвать», но и тянуть, не только ударять, но и терпеливо надавливать.

И у нас не выйдут те жалкие, ноющие, жадненькие потребители, всегда чего-либо хотящие и просящие, всегда недовольные и своей работой, и своей жизнью, которыми наполнены сейчас дома подростков.
А.С. Макаренко

***
А сейчас убежденные потребители воспитываются не только в детских домах, но и дома, в семье, и в школах.
Да еще и СМИ это культивирует.

Понравилось? Поделись с друзьями!