ИСКУССТВО КОНЦЕНТРАЦИИ.

Опубликовано: 06.10.2021

Рассказывают, что  однажды Агассицу представился студент-новичок,  прося дать ему работу.  Ученый взял рыбу из сосуда и, положив ее перед студентом, велел ему тщательно рассмотреть ее и рассказать ему затем о своих наблюдениях. Затем он оставил его одного с рыбой. Она ничего особенно интересного из себя не представляла,  походя на многих рыб,  виденных студентом раньше.  Он отметил, что у нее были плавники и чешуя,  рот,  глаза,  » даже хвост. Через полчаса он был убежден,  что рассмотрел все, что только можно было рассмотреть. Но Агассиц не приходил.

     Время шло,  и юноша,  которому нечего было больше делать, стал скучать  и чувствовать нетерпение.  Он пошел искать учителя,  но не нашел его, и ему пришлось вернуться и снова созерцать несносную ры бу. Прошло несколько часов, и он знал про рыбу не многим более, чем

узнал о ней сначала.

     Он ушел завтракать, и вернувшись, снова принялся изучать рыбу. Он начинал ощущать неудовольствие и разочарование  и  пожалел,  что пришел  к Агассицу,  представлявшемуся ему теперь нелепым стариком, далеко отставшим от современности.  Затем,  чтобы убить  время,  он принялся считать чешуйки.  Потом сосчитал иглы в плавниках; нарисовал рыбу, и рисуя ее, заметил, что у нее не было век. Таким образом он открыл то,  о чем его учитель так часто упоминал на своих лекциях,  а именно, что «карандаш лучше всяких глаз». Вскоре после этого учитель вернулся и,  ознакомившись с наблюдениями ученика,  оставил юношу несколько разочарованным,  сказав  ему,  чтобы  он  продолжал смотреть и, может быть, что-нибудь и увидит.

     Это уязвило самолюбие юноши,  и он стал  работать  карандашом, отмечая  мелкие подробности,  раньше ускользнувшие от его внимания, но теперь казавшиеся ему совершенно очевидными.  Он начинал  проникать в тайну наблюдения. Мало-помалу он стал открывать в рыбе новые

интересные стороны.  Но это не удовлетворило учителя, продержавшего его на работе над рыбой в течение целых трех дней.  К этому времени студент действительно знал кое-что о рыбе и,  главным образом, распознал секрет и приобрел привычку тщательного наблюдения и восприятия подробностей.

     Много лет спустя,  юноша,  достигнув известности, говорил: «То был лучший урок по зоологии, который я когда-либо имел; влияние его распространилось на подробности всех последующих изысканий; то было наследство, оставленное профессором мне, как и многим другим » наследство огромной ценности, которого мы не могли бы купить и с которым не можем расстаться».


Понравилось? Поделись с друзьями!