КАК КОЛОНИЯ ИМ. ГОРЬКОГО ИСКАЛА ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ.

Опубликовано: 04.11.2018

ОТРЫВОК ИЗ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ»

«В колонии началась действительно счастливая эра. Месяца три колонисты жили планами.
Брегель упрекала меня, заехавши в колонию:

— Макаренко, кого вы воспитываете? Мечтателей?

Пусть даже и мечтателей. Я не в восторге от самого слова «мечта». От него действительно несет чем-то барышенским, а может быть, и хуже. Но ведь и мечта разная бывает: одно дело мечтать о рыцаре на белом коне, а другое — о восьми сотнях ребят в детской колонии.

Когда мы жили в тесных казармочках, разве мы не мечтали о высоких, светлых комнатах?

Обвязывая ноги тряпками, мечтали о человеческой обуви. Мечтали о рабфаке, о комсомоле, мечтали о Молодце и о симментальском стаде.

Когда я привез в мешке двух английских поросят, один такой мечтатель, нестриженный пацан Ванька Шелапутин, сидел на высокой скамье, положив под себя руки, болтая ногами, и глядел в потолок:

— это ж только два поросенка. А потом они приведут еще сколько. А те еще сколько. И

через… пять лет у нас будет сто свиней. Го-го! Ха-ха! Слышишь, Тоська, сто свиней!

И мечтатель и Тоська непривычно хохотали, заглушая деловые разговоры в моем кабинете.
А теперь у нас больше трехсот свиней, и никто не вспоминает, как мечтал Шелапутин.

Может быть, главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и дежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте.

Может быть, в этом и заключается истинная педагогическая диалектика.

Поэтому я не надевал на мечту колонистов никакой узды и вместе с ними залетел, можеть быть, и слишком далеко.

Но это было очень счастливое время в колонии, и теперь о нем все мои друзья вспоминают радостно.

С нами мечтал и Алексей Максимович, которому мы подробно писали о наших делах.»
А. С. Макаренко

Понравилось? Поделись с друзьями!