Борис Березовский: система образования в Советском Союзе была феноменальной
В 1961 году президент США Джон Кеннеди произнёс знаменитые слова:
«Космос мы проиграли русским за школьной партой».
В том же году в США и в странах Запада были созданы специальные комиссии по изучению феномена советского образования, прорабатывались советские учебники и система преподавания в советских школах. Английский профессор Артер С. Трейс-младший опубликовал статью «Что знает Ваня, и не знает Джонни» («What Ivan Knows That Johnny Doesn’t»), где даётся анализ факторов, определяющих преимущество советской системы образования. Вскоре в США была проведена реформа образования с целью «подтянуть» американское образование к «русскому образцу»…
«Самое мощное оружие русских — это их образование».
В 1980-х Китай провёл реформу образования, фактически скопировав советскую систему школьного и высшего образования.
О советском образовании высказался, уже находясь в Лондоне, Борис Абрамович Березовский, которого трудно заподозрить в советофилии. Надобно заметить, что недавно скончавшийся опальный олигарх в советский период был заведующим лабораторией в Институте проблем управления АН СССР, доктором технических наук, членом-корреспондентом Академии наук. Итак, в 2002 году Березовский сказал (выделено мной – В.С.):
«Мне в Англии сейчас интересна система образования. Я ведь получил классическое советское образование не в какой-нибудь элитарной школе, элитарном вузе. Учился сначала за городом, где работал отец. Он работал в Новом Иерусалиме на кирпичном заводе главным инженером, а мы жили в Истре. (…) Так вот, система образования в Советском Союзе, с моей точки зрения, была феноменальной. У меня не было специальных учителей, я начал в стандартной сельской школе. Потом в Москве я опять пошел в обычную школу. В шестом классе я перешел в английскую спецшколу — она только-только открылась. Я сам туда пошел, записался и закончил английскую школу.
Точно так же, без протекции, пытался сам поступить в университет. Не поступил. Многие говорили, из-за того, что я еврей. Но другие евреи поступали. Я поступил в лесотехнический институт, тоже не весть какой элитарный. Но там Сергеем Павловичем Королевым был открыт факультет вычислительной техники. Закончил этот институт, но осталось что-то неприятное от того, что не поступил в свое время в университет.
И вот после окончания института поступил в университет, на мехмат. Потом аспирантура, семья, дети, масса всяких проблем. Работа в Институте проблем управления АН СССР. Феноменальная среда, академическая, в которой я провел 20 с лишним лет, которая дала мне уникальное представление о мире.
Сегодня мои дети учатся здесь, в Лондоне, в очень престижной школе. Я третий раз женат. Моя вторая семья тоже здесь, в Лондоне, там у меня сын и дочь, которые тоже учатся в очень хорошей школе. Я хожу на родительские собрания. И могу сказать: здесь образование слабее, чем было в Советском Союзе. Но иначе расставлены приоритеты. Здесь приоритет номер один — формирование личности. В Советском Союзе ты — часть коллектива…»
Да, советское образование готовило не индивидуалистов, а — активных членов общества. И это образование было лучшим в мире. Оттого так сильна была и советская наука. Эта советская система образования была целенаправленно разрушена либералами в 1990-х, а в наше время российское образование продолжает усиленно деградировать под руководством фурсенков, ливановых и иже с ними, движителем которых является лишь желание уйти как можно дальше от ненавистного всем либералам «совка».
Эти «деятели» выстраивают российское образование, тупо копируя слабое американское («тестовое»), да ещё — 60-летней давности. И в это же время либеральные российские СМИ выливают на советское образование грязные потоки чудовищной лжи, на ту самую систему образования, которая учила детей мыслить и — вырабатывать решение, а – не угадывать готовые ответы в тестах, как нынешняя российская…
Виктор Сбруев