Я переживал в своей работе напряжения следующего порядка: вот у меня имеется одно вакантное место педагога.
Кого пригласить?
И очень часто организации, от которых это зависело, мне рекомендовали: «Используйте человека, которого мы вам прислали».
Я спрашивал: «А почему именно этого человека вы прислали?» – «Да подвернулся под руку».
Этот случайный принцип комплектования педагогического коллектива бывает иногда удачен, иногда нет.
Я помню – иногда я знал, что мне обязательно нужно пригласить молодого человека (стариков у меня достаточно), а иногда я втайне грешил (это я побоялся написать даже в «Педагогической поэме») – я считал, что мне нужна хорошая девушка в коллективе. Почему?
Да потому, что собрались все такие вот вроде меня и у учеников глазам отдохнуть не на чем. (Общий смех).
Эта хорошенькая девушка внесет и молодость, и свежесть, и известный задор. Пусть даже пойдут разговоры, что в нее вот такой-то педагог влюбился.
Это только оживит общий тонус коллектива. А кто подсчитал – какое значение имеет общий тонус?
У нас еще не успели этого подсчитать за двадцать лет, в Западной Европе тоже ничего в этой части не имеется.
Надо, чтобы в коллективе был и сердитый, строгий дед, который никому ничего не прощает, который никому не делает никаких уступок.
Нужно, чтобы была и «мягкая душа» – человек несколько слабовольный, который всех любит, всем все прощает, всем ставит пятерки. (Смех).
Такой, честное слово, нужен. Теперь это смешно, а я не смеялся и искал такого старика. Я знал, что такой человек уменьшит трения, возникающие иногда в коллективе.
Я говорю с вами, товарищи, как с коллегами, потому что обо всех этих вещах нужно долго и писать, и говорить, и подсчитывать, но в практической работе полезно иногда, положившись на собственную интуицию, не взять опытного педагога, а взять молодую девушку, и всякий ответственный директор это прекрасно знает.
Так вот, коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив, и, кроме того, коллектив педагогический.
Причем я не считаю, что нужно воспитывать отдельного человека, я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив.
Это единственный путь правильного воспитания.
Я сам стал учителем с семнадцати лет и сам долго думал, что лучше организовать одного ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив.
А потом я пришел к выводу, что нужно иногда не говорить с отдельным учеником, а сказать всем, построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении.
Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой. В этом я глубоко убежден.
И меня убедила в этом не колония им. Горького…а коммуна им. Дзержинского.
В коммуне я добился того, что коллектив стал замечательной, творящей, строгой, точной и знающей силой.
Этого нельзя сделать приказом, такой коллектив нельзя создать и за два, и за три года, такой коллектив создается за несколько лет.
Это дорогая, исключительно дорогая вещь. Но когда такой коллектив создан, тогда нужно его беречь, и тогда весь воспитательный процесс проходит очень легко.
А.С. Макаренко