ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ Э. ИЛЬЕНКОВА.

(Я добавил в текст заголовки).

НАЧИНАТЬ С ВОПРОСОВ!

Так что «учить мыслить» нужно прежде всего с развития способности правильно ставить (задавать) вопросы.

НАЧИНАТЬ С ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ И ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМ!

С этого начинала и начинает каждый раз сама наука – с постановки вопроса природе, с формулировки проблемы – то есть задачи, неразрешимой с помощью уже известных способов действий, известных – проторенных и затоптанных – путей решения.

С этого же должен начинать свое движение в науке и каждый вновь вступающий на ее поприще индивид. В том числе – ребенок.

С ФОРМУЛИРОВКИ НЕРАЗРЕШИМОЙ ТРУДНОСТИ.

С острой формулировки трудности, неразрешимой при помощи донаучных средств, с точного и острого выражения проблемной ситуации.

ТУПОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

Что бы мы сказали о математике, который заставлял бы своих учеников зубрить наизусть ответы, напечатанные в конце задачника, не показывая им ни самих задачек, ни способов их решения?

Между тем географию, ботанику, химию, физику и историю мы часто преподаем детям именно таким нелепым способом.

Мы вещаем им ответы, найденные человечеством, часто даже не пытаясь объяснять, на какие именно вопросы эти ответы были даны, найдены, отгаданы…

НЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЯМ!

Учебники и следующие им учителя слишком часто, увы, начинают прямо о квазинаучных «дефиниций».

Но ведь реальные люди, создавшие науку, никогда не начинали с этого.

Дефинициями они кончали. А ребенка «вводят» в науку почему-то с обратного конца.

УСВОИВ — ЗНАЧИТ ВЫЗУБРИВ.

И потом удивляются, что он никак не может «усвоить», а «усвоив» (в смысле зазубрив), – никак не может соотнести общетеоретические положения с реальностью, с «жизнью».

ТАК ВЫРАЩИВАЮТ ИДИОТОВ.

Так и вырастает псевдоученый, педант, – человек, иной раз знающий назубок всю литературу по своей специальности, но не понимающий ее.

Э. Ильенков