Остроумов Н. И. в своем исследовании упоминает о многоженстве славян, затронувшем многие социальные слои, и не только представителей высших сословий, но и былинных богатырей-народных любимцев:
«Наряду с похищением невест, этим исконным языческим обычаем, долгое время сохранявшимся в быту русского народа и, как мы видели, получившим большое распространение среди русских инородцев, у наших предков держались так же упомянутые нами выше наложничество и многоженство.
Указание на существование издавна у наших предков этих обычаев находим в сказаниях летописца о многоженстве великого князя Владимира перед принятием христианской веры и в повествовании о древних славянских племенах, о которых летописец замечает, что все они, исключая киевских полян, имели по две и по три жены (П.С.Р.Л. т.I, стр.6).
Наложничество и многоженство держались преимущественно в княжеской среде, у родов владетельных, богатых, которые, и по принятии христианской веры, не могли скоро отрешиться от языческого обычая.
Что касается массы населения, частных лиц, то указание на существование среди них наложничества и многоженства находим в поучениях, правилах
(правила митр. Иоанна (см. Русск. Достопамятности, ч.I, стр. 91); 69 вопрос Кирика Нифонту. Рус. Ист. Биб-ка, т. VI, стр. 41-42) и посланиях
(Послание митр. Фотия в Псков (Руск. Ист. Биб-ка, т. VI, стр. 432); послание м. Ионы к вятичам (там же стр. 595)) русских иерархов к своей пастве.
Нельзя не видеть также следов многоженства у наших предков в былинах из времен великого князя Владимира.
Былина эти рассказывают, что у главного богатыря князя, Ильи Муромца, были дети от разных женщин: Омельфы Тимофеевна, Авдотьи Горычанки и бабы Латыгорки.
На основании этого можно думать, что многоженство среди частных лиц не было редким, исключительным явлением.
Что многоженство держалось не только среди княжеского рода, но и среди частных лиц, массы населения , видно отчасти из крепко державшегося у наших предков почитания рода с рожаницами…
На основании данных, представленных выше, можно признать, однако, существование многоженства в собственном смысле не только в среде княжеской, но и народной.
Свидетельство летописца, сказания былин из времен князя Владимира, почитание рода с рожаницами, упомянутое свидетельство «Русской правды», неоднократные обличения в многоженстве русского народа со стороны русских иерархов и пастырей церкви – все это указывает, что многоженство не было явлением редким, исключительным среди народа.
Оно также имело право на существование в среде народа, как и постепенно сменявшиеся временные супружества.
По крайней мере, на основании приведенных свидетельств, обе упомянутые формы брачного союза можно находить у наших предков среди частных людей.
Как народный обычай. Многоженство признавали у наших предков учение исследователи славянской истории, Яков Гримм (Grimm’a «Deutsche Rechtsalterthumer» Goetthingen. 1828, s.440) исследователь древне-германского быта, касаясь и славянского быта, высказывал мнение, что славянские народы жили в многоженстве.
С этим мнением не мог согласиться впоследствии в указанном нами сочинении г. Мацеевский (стр. 189-190,200).
Однако, мнение о существовании среди частных лиц, среди массы населения, у наших предков многоженства нашло для себя защитников среди некоторых современных исследователей славянской истории.
Его разделяет, как мы видели, современный исследователь русской истории Н.Рожков. (17)».