Да чем угодно! Раз уж решили этим заниматься.
С ещё большей тщательностью нужно разбираться с самим собой. Что там внутри себя.
И если заниматься главным так, как описано ниже, на остальное просто не останется времени!!
Юрий Мороз
***
ИСТОРИЯ ПРО РЫБУ.
«Мы закончим эту главу анекдотом о методах знаменитого естествоиспытателя Агассиса, применявшихся им при обучении своих учеников.
Они были известны своим умением точно наблюдать и воспринимать и вытекающую из него способность размышлять о виденных ими вещах.
Многие из них заняли выдающееся положение, что они приписывали в значительной мере полученной ими тщательной подготовке.
Рассказывают, что однажды Агассису представился студент-новичок, прося дать ему работу. Ученый взял рыбу из сосуда и, положив ее перед студентом, велел ему тщательно рассмотреть ее и рассказать ему затем о своих наблюдениях. Затем он оставил его одного с рыбой.
Она ничего особенно интересного из себя не представляла , походя на многих рыб, виденных студентом раньше. Он отметил, что у нее были плавники и чешуя, рот, глаза, даже хвост. Через полчаса он был убежден, что рассмотрел все, что только можно было рассмотреть. Но Агассис все не приходил.
Время шло, и юноша, которому нечего было больше делать, стал скучать и чувствовать нетерпение. Он пошел искать учителя, но не нашел его, и ему пришлось вернуться и снова созерцать несносную рыбу. Прошло несколько часов, и он знал про рыбу немногим более, чем узнал о ней сначала.
Он ушел завтракать и вернувшись, снова принялся изучать рыбу. Он начинал ощущать неудовольствие и разочарование и пожалел, что пришел к Агассису, представлявшемуся ему теперь нелепым стариком, далеко отставшим от современности.
Затем, чтобы убить время, он принялся считать чешуйки.
Потом сосчитал иглы в плавниках; нарисовал рыбу и, рисуя ее, заметил, что у нее не было век.
Таким образом он открыл то, о чем его учитель часто упоминал на лекциях, а именно что карандаш лучше всяких глаз .
Вскоре после этого учитель вернулся и, ознакомившись с наблюдениями ученика, оставил юношу разочарованным, сказав ему, чтобы он продолжал смотреть и, может быть, что-нибудь и увидит.
Это уязвило самолюбие юноши, и он стал работать карандашом, отмечая мелкие подробности, раньше ускользнувшие от его внимания, но теперь казавшиеся ему совершенно очевидными.
Он начинал проникать в тайну наблюдения. Мало-помалу он стал открывать в рыбе новые интересные стороны.
Но это не удовлетворило учителя, продержавшего его на этой работе над рыбой в течении целых трех дней. К этому времени студент действительно знал кое-что о рыбе и, главным образом, распознал секрет и приобрел привычку тщательного наблюдения и восприятия подробностей.
Много лет спустя юноша, достигнув известности, говорил:
То был лучший урок по зоологии, который я когда либо имел; влияние его распространилось на подробности всех последних изысканий; то было наследство оставленное профессором мне, как и многим другим — наследство огромной ценности, которое мы не могли купить и с которым не можем расстаться.»
Рамачарака «Раджа-йога»