«Когда видишь многочисленные и разнообразные заведения, созданные с целью учить и учиться, и стекающиеся в них толпы учащихся и учащих,

можно подумать, что род человеческий очень заботится о понимании вещей и об истине.

Но и в этом случае наружность оказывается ОБМАНЧИВОЙ.

Ученые учат, чтобы получать деньги,

и стремятся не к мудрости, а к ее видимости и к кредиту, который она дает.

Учащиеся учатся не для того, чтобы приобретать знание и проникать в глубь вещей, а чтобы можно было болтать и делать важный вид.

Каждые тридцать лет выступает на сцену новое поколение, молодое и неопытное. Оно ни о чем не знает и только хочет суммарно и как можно скорее поглотить результаты тысячелетиями накопленного знания, чтобы затем быть умнее всех предшествующих поколений. С этою целью оно направляется в университеты и хватается за книги, притом непременно за самые новые, ему современные и с ним одно-возрастные.

Главное, всё покороче и всё только самое новое, как ново и оно само.

А затем оно смело начинает изрекать свои суждения.

Учения прямо с хлебными целями я здесь еще вовсе не принял в расчет.

* * *

Учащиеся и образованные всех родов и всякого возраста обыкновенно ищут только ЗНАНИЙ, А НЕ ПОНИМАНИЯ.

Все их честолюбие направлено на то чтобы иметь сведения обо всем, обо всех камнях, или растениях, или битвах, или опытах, в особенности же обо всех книгах.

Что ЗНАНИЕ есть не более как средство для понимания, САМО ЖЕ ПО СЕБЕ ИМЕЕТ МАЛО ЦЕННОСТИ ИЛИ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОЙ, это им не приходит в голову,

тогда как для философского ума сознание этого, напротив, является характерным.

Слыша об огромной учености таких всезнаек, я иногда говорю себе: КАК МАЛО ЕМУ ПРИХОДИЛОСЬ ДУМАТЬ, ЕСЛИ ОН ТАК МНОГО МОГ ЧИТАТЬ.

Даже насчет Плиния Старшего, когда о нем повествуется, что он постоянно читал или заставлял себя читать — за столом, во время поездок, в бане, — мне назойливо приходит в голову вопрос:

НЕУЖЕЛИ У ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛО ТАК МАЛО СОБСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ, ЧТО ЕМУ БЕСПРЕРЫВНО ТРЕБОВАЛОСЬ ВЛИВАТЬ В СЕБЯ ЧУЖИЕ,

как вливают в человека, крайне изнуренного, консоме, чтобы поддержать в нем жизнь.

И действительно, как его некритическое легковерие,

так и его невыразимо противный, трудно понимаемый, отрывистый слог записной книжки

совершенно не могут дать мне сколько-нибудь высокого мнения о его способности к самомышлению.»

Артур Шопенгауэр, «Об учёности и учёных»