76-летию Великой Победы посвящается

«Черчилль был агрессивен, но пасовал перед Сталиным». Маршал Жуков о Потсдамской конференции.

Последняя встреча лидеров большой тройки — США, СССР, Великобритании — проходила в июле 1945г. в Потсдаме. Маршал Жуков, занимавший должность главнокомандующего Группой советских оккупационных войск в Германии, также присутствовал на этом мероприятии. В своих мемуарах он рассказывает о ключевых решениях Потсдамской конференции, а также о том, какие отношения выстроились между товарищем Сталиным, Черчиллем и Труменом.

Слово Жукову (привожу эпизод из мемуаров в сокращении):

«Я не являлся официальным членом [советской делегации, но мне неоднократно приходилось присутствовать при рассмотрении вопросов, обсуждавшихся на Потсдамской конференции.

…Серьезному обсуждению подвергся вопрос, вторично поставленный делегациями США и Англии, о расчленении Германии на три государства: 1) Южногерманское; 2) Северогерманское; 3) Западногерманское. Первый раз он ими выдвигался на Ялтинской конференции, где был отвергнут советской делегацией. В Потсдаме глава Советского правительства вновь отклонил постановку вопроса о расчленении Германии.

И. В. Сталин говорил:

— Это предложение мы отвергаем, оно противоестественно: надо не расчленять Германию, а сделать ее демократическим, миролюбивым государством.

…Наиболее агрессивен был У. Черчилль, однако И. В. Сталину в довольно спокойных тонах удавалось быстро убеждать его в неверном подходе к рассматриваемым вопросам. Г. Трумэн, видимо, в силу своего тогда еще ограниченного дипломатического опыта реже вступал в острые политические дискуссии, предоставляя приоритет У. Черчиллю.

Большой спор возник в отношении репараций Советскому Союзу и Польше. Г. Трумэн и особенно У. Черчилль не хотели, чтобы в счет репараций демонтировались предприятия тяжелой индустрии западной части Германии. Однако в конце концов они согласились, правда, с всевозможными оговорками, выделить часть оборудования военных заводов из западных зон. К сожалению, это решение было принято только на бумаге, а на деле, как и многие другие постановления Потсдамской конференции, оно не было реализовано союзниками.

Довольно остро обсуждался вопрос о Польше и ее западных границах. И, несмотря на то, что эти проблемы были в основном уже предрешены на Крымской конференции, У. Черчилль пытался под различными, явно несостоятельными предлогами отвергнуть советское предложение о западных границах по рекам Одеру и Западной Нейсе с включением Свинемюнде и Штеттина.

Английская сторона настаивала на том, чтобы народное польское правительство взяло на себя возмещение всех займов, которые Англия субсидировала эмигрантскому польскому правительству Т. Арцишевского, бежавшего в 1939 году из Польши в Лондон. Советская и польская делегации решительно отвергли подобные притязания Великобритании.

…Должен сказать, что И. В. Сталин был крайне щепетилен в отношении малейших попыток делегаций США и Англии решать вопросы в ущерб Польше, Чехословакии, Венгрии и германскому народу. Особенно острые разногласия у него бывали с У. Черчиллем как в ходе заседаний, так и при взаимных посещениях. Следует подчеркнуть, что У. Черчилль с большим уважением относился к И. В. Сталину и, как мне показалось, опасался вступать с ним в острые дискуссии. И. В. Сталин в спорах с У. Черчиллем был всегда предельно конкретен и логичен».

Зацените, насколько крут был товарищ Сталин. Он так уверенно и грамотно себя вел, что перед ним пасовал даже видавший виды Черчилль. «Ваш подход неверен», — объяснял ему Сталин, и… Черчилль соглашался. Что касается президента США — в подтверждение данной ему характеристики вспомните известные кадры, на которых Трумэн подходит к креслу и не решается сесть, пока не получает разрешение Сталина. Мелочь, но показательная. Авторитет Иосифа Виссарионовича был невероятно высок даже среди его непримиримых идеологических противников.

Ну и напоследок, обратите внимание: Сталин не позволял союзникам решать вопросы в ущерб интересам Польши, Венгрии, Германии и т.д. Удивительно? Да нет, просто «кровавый тиран» спасает побежденные народы от «светочей демократии». Сегодня «светочи демократии» предпочитают об этом не вспоминать.

Автор: Дмитрий Голубов.