Цитата:

Опубликовано: 30.05.2022

В артели человек должен был проявить свои лучшие способности, а не просто приложить труд.

Демократический характер артели был не в примитивном равенстве, а в равном праве для всех выразить свои способности вне зависимости от социального положения.

В самых типичных артелях древней Руси могли участвовать все без исключения при одном условии — признания ими артельных правил. Само собой разумеется, что артель — самоуправляемый трудовой коллектив. «Артель суймом крепка», — гласит древняя пословица. Суйм, или суем,— сейм; сходка, общее собрание.

Люди объединяются для совместной слаженной работы, где каждый отвечает перед всеми другими. «Артель своя семья», «Артель круговая порука», «У артели брюхо да руки — нет другой поруки», «Что было в артели — все свертели».

Самоуправляющий характер артели вовсе не означает, что у нее нет начальника. «По ватаге — атаман, по овцам — пастух». Артель выбирает его из самых авторитетных членов, понимая, что есть вопросы, которые арифметическим сложением мнений не решишь. «Без атамана дуван не дуванят».

Нужна твердая воля, выражающая конечные интересы членов артели, но, конечно, не подавляющая их самостоятельности. «Артели думой не владети», ибо «сколько в артели голов — столько умов». Поэтому «один горюет, а один воюет». «Артель атаманом крепка».

Руководители артели, кроме атаманов, назывались еще старостами и (или) большаками.

Нередко артель предоставляла своему руководителю широкие права (если она ему доверяет), но и при всех обстоятельствах осуществляет за ним контроль, которого практически не избегнешь.

Нравственные начала строительной артели

Профессор Шульц-Геверниц, побывавший в России конца XIX века, отмечает принципиальные отличия русской артели от западноевропейских промышленно-ремесленных объединений.

Если западноевропейские ремесленные объединения основаны на индивидуалистических началах, отмечает он, то русские артели охватывают всего человека, связывая его с остальными членами артели, заказчиками и государством круговой порукой.

Еще одно важное отличие русской артели от западного кооперативного движения в том, что она ставит во главу угла не только материальный интерес (что само собой разумеется) но и духовно-нравственные потребности личности.

Многие ученые отмечают нравственный характер артелей, развитие которых объяснялось не столько погоней за прибылью, наживой, сколько более высокими духовно-нравственными соображениями взаимопомощи, взаимо-поддержки, справедливости в распределении благ, национальной склонности к самоуправлению и трудовой демократии. …


Понравилось? Поделись с друзьями!