Цитирую из учебника логики сталинского времени (С.Н. Виноградов и другие):
***
§ 6. Методы исследования причинной связи явлений.
В науке и технике, в политической и общественной жизни всегда бывает важно найти причину интересую щего нас явления.
Найти причину — это значит во многих случаях подчинить себе явление, получить возможность управлять им.
Например, техник, обнаружив причину остановки машины, устраняет эту причину, и машина снова начинает работать.
Исследование причины обычно начинается с наблюдения. В процессе наблюдения нередко применяется (в естественных, технических и некоторых других науках) эксперимент, т. е. искусственно созданный опыт.
Наблюдая и экспериментируя, одновременно пользуются ме тодами исследования причинной связи явлений.
Таких методов известно четыре: метод сходства, метод различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений.
Обычно один метод применяют в сочетании с другим, и тогда получаются комбинации разных методов. Наиболее распространённой комбинацией является соединённый метод сходства и различия.
С помощью этих методов выясняется причинная связь явлений.
Понравилось? Поделись с друзьями!