Архив рубрики: Современное образование

ЗНАНИЯ И УМ.

Есть очень распространённое заблуждение. Что большое количество знаний делает человека умным. Нет связи между количеством знаний в памяти и умением думать! Если быть ещё более точным — то связь обратная. Чем больше человек знает (запомнил) — тем он тупее. Он не думал, — пока запоминал. И значит, тупел в это время. Юрий Мороз

ЧТО ПРАВИЛЬНО?

1. Иметь энциклопедические знания обо всем вокруг, цитировать наизусть классические произведения, сыпать датами и названиями и именами из истории, владеть несколькими языками? 2. Или знать немногое о своей жизни? А. Почему ваша жизнь такова как она есть? Б. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша жизнь? В. Как сделать её такой? Подсказка. Многое ненужное или… Читать далее »

ЖЕНЩИНЫ В ШКОЛЕ.

Почему в школах так много женщин? Эта школа вообще создана в 16 веке. Когда книги были очень дорогими. И потому учитель диктовал. Имея одну книгу на всех. Мужчина — если не дебил, понимает бессмысленность происходящего в школе. Интернет, информационные технологии. Эта школа устарела навсегда. А женщины могут участвовать в этом. Не думая. За деньги. Без… Читать далее »

КТО МОЖЕТ НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ?

Цитата: Каждый, кто хочет учить мыслить, должен уметь мыслить сам. Нельзя научить другого делать то, чего сам не умеешь делать… Никакая дидактика не научит учить мыслить равнодушного человека-машину, педагога, привыкшего работать по шаблону, по штампу, по жестко запрограммированному в его голове алгоритму. Э. Ильенков

КАК УЧИТЬ ДУМАТЬ И ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.

ЦИТАТА: … подводит маленького человека к состоянию «проблемной ситуации» – как называют ее в психологии. А именно – ситуации, которая неразрешима с помощью уже «отработанных» ребенком способов действия, с помощью уже усвоенных «знаний», – и в то же время достаточно посильна для него – для человечка с данным (точно учитываемым) багажом знаний. Ситуации, которая требует,… Читать далее »

ТУНЕЯДЕЦ-ПОТРЕБИТЕЛЬ.

Цитата: «Голый результат без пути к нему ведущего есть труп», мертвые кости, скелет истины, неспособный к самостоятельному движению, – как прекрасно выразился в своей «Феноменологии духа» великий диалектик Гегель. Готовая, словесно-терминологически зафиксированная научная истина, отделенная от пути, на котором она была обретена, превращается в словесную шелуху, сохраняя при этом все внешние признаки «истины». И тогда… Читать далее »

УМ ДОГМАТИКА.

ЦИТАТА ОТ Э. ИЛЬЕНКОВА. Ум, приученный к действиям по штампу, по готовому рецепту «типового решения» и теряющийся там, где от него требуется самостоятельное (творческое) решение, именно поэтому и «не любит» противоречий. Он старается их обходить, замазывать, сворачивая опять и опять на затоптанные, рутинные дорожки. И когда это ему в конце концов не удается, когда «противоречие»… Читать далее »

ПРЕКРАСНАЯ ЦИТАТА ОТ Э. ИЛЬЕНКОВА.

(Я добавил в текст заголовки). НАЧИНАТЬ С ВОПРОСОВ! Так что «учить мыслить» нужно прежде всего с развития способности правильно ставить (задавать) вопросы. НАЧИНАТЬ С ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ И ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМ! С этого начинала и начинает каждый раз сама наука – с постановки вопроса природе, с формулировки проблемы – то есть задачи, неразрешимой с помощью уже известных… Читать далее »

КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ?

А как же все-таки учить мыслить? Любви и внимания к индивидуальности тут, понятно, маловато, хотя без них и не обойтись. В общем и целом, ответ таков. Надо организовать процесс усвоения знаний, процесс усвоения умственной культуры так, как организует его тысячи лет лучший учитель – жизнь. А именно так, чтобы в ходе этого процесса ребенок постоянно… Читать далее »

И ЕЩЁ ЦИТАТА ОТ Э. ИЛЬЕНКОВА

… любой живой ребенок (и это уж – «от природы») обладает очень точным индикатором, отличающим «естественные» педагогические воздействия на его мозг – от насильственных, калечащих. Он или усваивает «знания» с жадно-живым интересом, или проявляет тупое неприятие, упрямство, противодействие насилию. Он либо с легкостью – с одного раза – «схватывает», проявляя при этом удовольствие, либо, наоборот,… Читать далее »

КАК СОХРАНИТЬ СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ?

Хорошо еще, если воспитуемый не очень всерьез относится к зазубриваемой им школьной премудрости, если он «отбывает номер». Тогда его не удается искалечить до конца, и окружающая школу живая жизнь его спасает. Она всегда умнее глупого педагога. Безнадежные же тупицы вырастают как раз из самых послушных и прилежных «зубрил» … Э. Ильенков

КАК СОЗДАЮТ ТУПЫХ ДОГМАТИКОВ.

ЦИТАТА: … Мозг насильственно принуждают «запоминать» все то, что он активно старается «забыть», запереть под замок, чтобы оно не мешало «мыслить». В него «вдалбливают», сламывая его упрямое сопротивление, сырой, необработанный и непереваренный (мышлением) материал. Чудесно тонкие механизмы, созданные природой, тем самым портятся, искалечиваются варварски-грубым вмешательством. А спустя много лет какой-нибудь мудрый воспитатель свалит вину на… Читать далее »

… если вы хотите воспитать из человека законченного скептика и маловера, то …

… если вы хотите воспитать из человека законченного скептика и маловера, то нет для этого более верного способа, чем зазубривание и задалбливание готовых истин, пусть самых верных по существу. Э. Ильенков

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЗУБРЕЖКА И ВОСПИТАНИЕ ДОГМАТИКОВ.

Цитата: В итоге он либо легко меняет одни догмы на другие, прямо им противоположные, либо начинает относиться с одинаковым недоверием и к тем и к другим. Пометавшись какое-то время между исключающими друг друга взглядами, он вообще перестаёт доверять каким бы то ни было «общим истинам», приходит к выводу, что «всё относительно», и только «относительно», в… Читать далее »

Э. Ильенков

Наука – и в ее реальном историческом развитии, и в ходе ее индивидуального усвоения – всегда начинается с вопроса, обращенного к природе или к людям. Поэтому-то учиться (и учить) мыслить нужно начинать с умения грамотно задавать вопросы, или, что то же самое, – с умения задаваться серьезным, действительным, а не надуманным вопросом. Э. Ильенков