ВОЕНИЗАЦИЯ

Опубликовано: 24.02.2019

“Главнейший метод, в котором меня обвиняли всегда, – это военизация. Меня называли жандармом, Аракчеевым и т. д. Все же я 16 лет не отказывался от “военизации”. Только на 16-м году я нашел у Энгельса место, где было написано, что в школе должна быть проведена правильная военизация. И когда я показал это людям, которые называли меня жандармом, они просто онемели.

Я противник муштровки. Вот иногда водят детей в раздевалку парами. Это совсем лишнее. Когда у вас дисциплинированный коллектив, в приказе пишется: одеваться по порядку такому-то классу за таким-то классом, наблюдение поручается такому-то. И каждый знает, когда ему идти одеваться. При таком порядке вовсе не надо ходить в гардеробную парами…

Я в Кисловодске 7 Ноября 1938 г. наблюдал, как одна школа беспорядочно строилась на демонстрацию, причем это не было злым умыслом, просто они не могли построиться. А когда построились, учителя стояли и смотрели, чтобы не разбежались. Это не “военизация”. Вот так называемая военизация: марш, стройся, минута — равняйсь, справа по 6. Построились. Спрашивают: “Долго будем здесь стоять?” – “2 часа”. – “Разойдись”. Ребята расходятся, покупают конфеты, мороженое. Но вот трубач дал сигнал, прибежали – строятся.

Это свобода для учителя и учеников, а вовсе не муштровка.
Я не знаю, как у вас собираются общие собрания. Я знаю, как собираются писатели. Прямо скажу: никакой военизации нет. Получают повестку, собрание назначено на 6 часов. Это значит, надо сесть и долго размышлять, когда же начнется общее собрание. Все прекрасно знают, если написано в 6 часов, то оно начнется в 7. Но все опаздывают на час и придут к 8 часам. Следовательно, надо на собрание идти к 8 часам. В повестке написано в 7, собрание начнется в 9 с половиной. “Почему вы пришли в 9 с половиной?” – спрашивают писателя. “Потому что я знал, как все наши запаздывают”, – отвечает он. Время здесь перестает действовать. Шесть часов превращается в пустой звук. И если так будет продолжаться дальше, то, чтобы собрать собрание в 7 часов, надо будет писать, что собрание назначается в 12 часов дня.

А вот “военизация” позволяет приучить коллектив учителей собираться точно. Я 16 лет каждый день принимал рапорт командиров, а рапорт отдавался обычно в 9 часов. Кончился день – дежурный командир дает сигнал. И я, начальник учреждения, ни разу не опоздал. Ни одного раза не позволил себе опоздать. И все командиры всегда вовремя были на месте.
“Военизация” позволяет воспитать движение. А движение – это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – это не пустяк. Можно не сомневаться, что такой коллектив производит сам на себя впечатление коллектива обещающего.”

Антон Семёнович Макаренко

#антонсемёновичмакаренко #макаренко #воспитание #педагогика

Понравилось? Поделись с друзьями!