ЦИОЛКОВСКИЙ О ШКОЛЕ.

Опубликовано: 16.05.2019

/июнь 1918 года/.

САД.
Настоящая школа должна бы быть общежитием, окружённым возделанной землёй: садами и полями.

Труд физический должен чередоваться с умственным, искусство жизни с наукой. Земледелие и ремесло послужили началом наук и искусств. Пусть также будет и в школе.

Лето посвящается земледелию и часу, другому научных бесед. К осени немного самых простых ремёсел, близких к потребностям учащихся и 2, 3 часа науки ежедневно.

Зимой – то же, все в очень умеренной степени, чтобы не надорвать молодых сил. Отсутствие насилия, страха, угроз, наказаний, угрюмого настроения есть показатель того, что всё идёт благополучно.

ЖИЗНЬ ВОЗБУДИТ СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
Жизнь обществом по необходимости возбудит и социальные вопросы. Учителя их поднимут и будут решать практически и теоретически.

Много лекций будет посвящено социологическим опытам. Ремесла будут живым основателем технологии, земледелие и садоводство – таким же основанием биологии.

Вся жизнь будет основанием науки. Строгой системы в преподавание не нужно: надо, напротив, пользоваться настроением, обстоятельствами и желаниями.

Однако в общем, как учителя, так и учащиеся должны, в конце концов, расположить свои знания в систематическом порядке. Порядок этот состоит в движении науки от простого к сложному.

ШКОЛА
НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ!
Главная цель школы – научится жить: т.е. уметь добывать необходимое для жизни, знать наиболее разумные общественные отношения, понимать лучшее социальное устройство, быть гражданином.

Остальное все усваивается по силам, способностям и желаниям каждого.

Система наук для кого бы то ни было, для школы всякой системы располагается так:

A. Основы мышления: время, пространство, материя и чувствительность (приятное и неприятное, горе и радость).

Б. Математика или логика, проницающая все науки от начала до конца.

B. Науки общие.
1. Протяжение или геометрия.
2. О силах, равновесии и движении, или механика. Сюда, напр. относится учение о жидкостях, газах, звуке.
3. Теплота.
4. Свет.
5. Магнетизм.
6. Электричество.
7. Химия.
8. Радиология.
9. Биология.
10. Человек и его свойства.
11. Социология.

Описательные науки.
1. Наука, касающаяся земного шара.
2. Астрономия.
3. Прошедшее человека или история.
4. Возможное будущее.

Е. Науки жизни – искусства.

Ремесла и науки технические, например: металлургия, медицина, пение, музыка, танцы и т.д.

Математика, геометрия, механика, физика, химия, радиология, биология, наука о человеке, описательные науки, ремесла, искусство – все это должно проходится параллельно, чтобы возбуждать живой интерес.

ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ВОКРУГ.
Все же главным основанием должна быть система общих наук, вокруг же них должны ютится прикладная наука, описательные и технические.

Необходимо опытное знакомство со всякими орудиями, инструментами, машинами, измерительными приборами и т.д., т.е. надо показать всю силу, величие и пользу индустрии.

Каждый курс должен быть целиком, но величина его может быть очень разнообразна.

Напр. в низших курсах математика ограничивается арифметикой, проходят начало механики, физики и т.д. Это зависит от желания и дарования учащегося. Одни проходят краткий цикл всех отделов знаний, другие обширный.

Можно принять 3, 4 хоть десять циклов разной трудности. Учить может всякий желающий, нашедший учеников.

Если плоды от учения дурные: ученики делают преступления, становятся хуже, не выносятся людьми, то учение такое должно пресекаться.

Сами ученики будут переходить к более одарённому учителю. Дурные же плоды от школы будут преследоваться судами и могут ограничить свободу учителя и учеников.

Так что дурная школа невозможна: она сама себя убьёт. И наоборот, при добрых плодах, которые видны из жизни, учение должно поощряться.

У учителя должно быть право удалять нежелательных для него учеников временно или навсегда, у ученика – право слушать и уходить от учителя по желанию.

Надо дать как можно больше свободы и самодеятельности как учащим, так и их ученикам.

Все описанное мало осуществимо и представляет далёкий идеал.

В жизни, в особенности в настоящее трудное время (июнь, 1918 г.) приходится начинать с другого.

Конечно, наиболее доступны для большинства, да и более всего необходимые науки жизни: ремесла, искусства, техническое и специальное значение.

Это труд обязательный – для детей в небольшом объёме, а для взрослых в течение 4-8 часов. Каждый может ограничиться этим.

Более даровитые в умственном отношении проходят описательные науки не очень глубоко. Ещё более даровитые – курс низшей школы, а если могут и желают – средний и высший.

Творческая деятельность не может быть предметом школы, но орудия и благоприятные условия для неё могут поставляться обществом.
К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ

Понравилось? Поделись с друзьями!